развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного
механизма, речевых функций) ;
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных
отношениях) ;
• формирование представлений о пространстве, времени
Развитие двигательной деятельности и музыкальных способностей
2. Условия и порядок проектирования индивидуального образовательного маршрута.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие
компоненты:
-диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
-целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
- содержательный (отбор содержания программного материала на основе
образовательных программ, реализуемой в МБДОУ, в том числе программ
дополнительного образования);
-технологический (определение используемых педагогических технологий, методов,
методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
- результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и
критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
3. .При разработке индивидуального маршрута следует опираться на следующие
принципы:
- принцип опоры на обучаемость и развитие ребенка,
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
- принцип соблюдения интересов ребенка
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в
ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;
- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на
всех этапах помощи в решении проблемы.
- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа
предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом
обследовании уровня развития ребенка.
- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями,
нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает
полноценный детский опыт.
4. Временная структура ИОМ.
ИОМ может быть разработан на различные периоды ( месяц, полгода, год)
5.Оформление ИОМ
5.1 ИОМ оформляется в виде таблицы с приложениями
5.2 К ИОМ можно прилагать материал в электронном виде
5.3 При оформлении ИОМ педагогам необходимо соблюдать следующие
требования:
-систематичность и регулярность
-достоверность
-объективность
-аналитичность
6. Корректировка индивидуального образовательного маршрута.
сущность построения ИОМ , состоит именно в том, что он отражает процесс изменения
(динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать
компоненты педагогического процесса.
7. Подведение итогов ИОМ.
По результатам диагностики формулируется аналитическая справка
Приложение №1
к положению
Схема построения индивидуального маршрута (шаблон).
1.Педагогическая характеристика обучающегося.
Ф.И.О., возраст.
Личностные особенности. (Адекватность эмоциональных реакций, активность или
пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы,
уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и
взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость;
преобладающее настроение; поведение: спокойное адекватное ситуации, беспокойное;
нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим
людям, чувство привязанности, люби, добра, склонность прийти на помощь или
вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д., умение подчинятся
требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных
реакций на одобрение и порицание)
Отношение к учебной деятельности: мотивация учебной деятельности, анализ
работоспособности, реакция на успех, неуспех в учебной деятельности. Что ребенок
усвоил (не усвоил) по программе данного дошкольного учреждения. Из данной
характеристики формулируем актуальность: трудности или одаренность ребёнка.
1. Актуальность. (Как для одаренного ребёнка, так и для ребенка с трудностями освоения
образовательной программы).
Цель.
Задачи.
3. Реализация индивидуального маршрута.
Месяц,
Режимные
НОД
Самостоятельная Взаимодействие с
неделя
моменты
(индивидуальные деятельность
родителями
задания)
4. Результаты действия маршрута
Как пример для одаренного ребенка
Особенности работы музыкального руководителя в творческой группе по созданию
индивидуального маршрута ребенка
Как уже отмечалось ранее, индивидуальный образовательный маршрут ребенка составлялся в
условиях командной работы. Моя доля работы состояла в построении маршрута развития в части
художественно-эстетической (хореографической и музыкальной) деятельности. Свою работу я
строила в несколько этапов:
1 этап. Выбор
Коллегиальное решение и выбор ребенка для работы по построению индивидуального маршрута
развития
2 этап. Наблюдение
1. Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;
2. Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;
3. Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;
4. Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;
3 этап. Диагностика
1. Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое
обследование)
2. Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка
3. Подбор методик, определение методов и приемов работы
4 этап. Работа
1. Подбор индивидуальных заданий
2. Связь с родителями и педагогами
3. Домашние задания
4. Корректировка задач, методов работы с ребенком
5 этап. Контроль
1 Итоговая диагностика
2. Представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ и итоговом концерте.
По общей диагностике музыкального развития ребенок показывал высокий уровень развития по
большинству показателей. Психологически был готов к дополнительному общению с педагогом. С
радостью откликался на предложения о дополнительных встречах. Работа по развитию
художественных, в частности музыкальных и хореографических способностей предполагает
развитие публичности ребенка, то есть умения выступать на публике. Алина стала нашей
помощницей в проведении мероприятий группы и детского сада.
Например, при разработке занятия я продумывала программные задачи - обучающие
(познавательные), развивающие, воспитательные, как для всей группы детей, так и для
индивидуальной работы с ребенком.
Например: сюжетно-тематическое занятие «Музыкальный городок»
Программные задачи.
Обучающие (познавательные)
1. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный
отклик при восприятии музыки разного характера, знакомить с музыкальными понятиями,
градацией музыкальных инструментов по видам;
2. Обогащать и развивать речь детей с помощью образования существительных, обозначающих
профессии (скрипка – скрипач, труба – трубач)
3. Совершенствовать умение исполнять музыкальное произведение на шумовых инструментах в
ансамбле
Развивающие
1. Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной
исполнительской деятельности – пении, танцевальных движениях, игре на музыкальных
инструментах.
2. Развивать умение «слышать свой голос», контролировать силу его звучания, дыхание, дикцию;
Воспитательные
1.
Формировать опыт добрых проявлений и доброжелательных отношений друг к другу и
взрослым, основанных на сотрудничестве и взаимопомощи;
2.
Воспитывать бережное отношение к своему голосу.
(индивидуальный маршрут)
способствовать развитию навыков пения и формированию певческого голоса;
продолжать развивать интерес к театрализованной игре через активное вовлечение в
игровые действия;
развивать звуковысотный и ритмический слух, музыкальную память;
содействовать проявлению активности, самостоятельности, эмоциональности и
выразительности в движениях и речи;
воспитывать чувство удовлетворения от совместной с педагогом деятельности;
Особое внимание уделяла предварительной работе с Алёной перед занятиями (пример)
1. разучивание песенки, загадок и стихов, пальчиковой гимнастики;
2. работа над правильным дыханием и артикуляцией;
3. задания и игры на развитие чувства ритма, тембрового и звуковысотного слуха;
4. работа над координацией голоса и слуха (т.е. над чистым интонированием)
5. задания для работы в парах (научи Алешу, Таню…)
6. игры, упражнения и этюды на развитие памяти, внимания, эмоциональности (из
психогимнастики М.Ю. Чистяковой)
И такая же таблица по реализации индивидуального маршрута для детей с проблемами.
Результаты действия маршрута