1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе (целевой модели) наставничества
педагогических работников в образовательном учреждении Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка Детский сад №6
«Березка» определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества (далее
– Положение). Разработано в соответствии с нормативной правовой базой в сфере
образования и наставничества.
1.2. В Положении используются следующие понятия:
Наставник
–
педагогический
работник,
назначаемый
ответственным
за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого
осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый – участник системы (целевой модели) наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт,
развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов,
преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор – сотрудник образовательной организации, учреждения из числа
ее социальных партнеров (другие образовательные учреждения – школы, вузы, колледжи;
учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования,
предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы)
наставничества.
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и
адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении
которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы (целевой модели)
наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой
находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Персонализированная
программа
наставничества
–
это
краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и
видов
наставничества,
участников
наставнической
деятельности,
направления
наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение
выявленных профессиональных затруднений/запросов наставляемого и на поддержку его
сильных сторон (Приложение 1).
1.3. Основными принципами системы (целевой модели) наставничества
педагогических работников являются:
1)
принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных методик
и технологий в сфере наставничества педагогических работников;
2)
принцип системности и стратегической целостности - предполагает разработку
и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых
компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и
уровне образовательной организации;
3)
принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по
реализации системы (целевой модели) наставничества законодательству Российской
Федерации, региональной нормативно-правовой базе;
4)
принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет
интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и
социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности
наставляемого и наставника;
5)
принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности
в определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
2
6)
принцип
аксиологичности
подразумевает
формирование
у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности,
уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7)
принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех
субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого и пр. к
внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и
механизмов наставничества;
8)
принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на
сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной
траектории развития;
9)
принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми,
имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав,
обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.
1.4. Участие в системе (целевой модели) наставничества не должно наносить ущерба
образовательному
процессу
образовательной
организации.
Решение
об освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей для
участия в мероприятиях плана реализации персонализированной программы наставничества
принимает руководитель образовательной организации в исключительных случаях при
условии обеспечения непрерывности образовательного процесса в образовательной
организации и замены их отсутствия.
2. Цель и задачи системы (целевой модели) наставничества. Формы
наставничества
2.1. Цель системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в
МБДОУ «ЦРР ДС №6 «Березка» - реализация комплекса мер по созданию эффективной
среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному
профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию
педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих
специалистов в педагогической профессии.
2.2. Задачи системы (целевой модели) наставничества педагогических работников:
- содействовать созданию в образовательной организации психологически комфортной
образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного,
профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их
индивидуальной профессиональной траектории;
- оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды,
эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической
поддержки педагогических работников образовательной организации, региональных систем
научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитию
горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном и внешкольном уровнях;
способствовать
развитию
профессиональных
компетенций
педагогов
в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования современных
информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения
разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров,
в том числе молодых/начинающих педагогов;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога,
в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления
педагогической деятельности конкретной образовательной организации, ознакомление с
3
традициями и укладом школьной жизни, а также в преодолении профессиональных
трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков
педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорять процесс профессионального становления и развития педагога,
в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности
самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные
обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
- содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в
отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессиональноэтическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством;
- знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с
эффективными
формами
и
методами
индивидуальной
работы
и
работы в
коллективе,
направленными
на
развитие
их
способности
самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности,
повышать свой профессиональный уровень.
2.3. В МБДОУ применяется форма наставничества «педагог – педагог. Применение
форм наставничества выбирается в зависимости от цели наставничества, имеющихся
профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов.
Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от
запланированных эффектов.
2.4. В МБДОУ «ЦРР ДС №6 «Березка» применяется
традиционная форма
наставничества («один-на-один») – взаимодействие между более опытным и начинающим
работником в течение определенного продолжительного времени. Обычно проводится отбор
наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт, навыки, личностные
характеристики и др.
3. Организация системы (целевой модели) наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя МБДОУ.
3.2. Педагогический работник назначается наставником приказом руководителя
МБДОУ.
3.3. Руководитель образовательной организации МБДОУ:
- осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы
(целевой
модели)
наставничества
педагогических
работников
в образовательной организации;
- издает локальные акты образовательной организации о внедрении (применении)
системы (целевой модели) наставничества и организации наставничества педагогических
работников в образовательной организации;
- утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору
наставников и наставляемых, а также утверждает их;
- утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о
системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательной
организации;
- издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп;
- способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества,
осуществляет
контакты
с
различными
учреждениями
и
организациями
по
проблемам
наставничества
(заключение
договоров
о
сотрудничестве,
о социальном партнерстве, проведение координационных совещаний, участие
в конференциях, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества и т.п.);
- способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального
4
мастерства
педагогических
работников,
аккумулирования
и распространения лучших практик наставничества педагогических работников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества:
- назначается руководителем образовательной организации;
- своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию
о наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в
наставническую деятельность в качестве наставляемых;
- предлагает руководителю образовательной организации для утверждения состава
школьного
методического
объединения
наставников
для
утверждения
(при необходимости его создания);
- разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о
системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательной
организации;
- совместно с системным администратором ведет банк (персонифицированный учет)
наставников
и
наставляемых,
в
том
числе
в
цифровом
формате
с использованием ресурсов Интернета – официального сайта образовательной
организации/страницы, социальных сетей;
- формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ
наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного и
эффективного опыта совместно со школьным методическим советом наставников и
системным администратором;
осуществляет
координацию
деятельности
по
наставничеству
с ответственными и неформальными представителями региональной системы (целевой
модели) наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами;
- организует повышение уровня профессионального мастерства наставников,
в том числе на стажировочных площадках и в базовых школах с привлечением наставников
из других образовательных организаций;
- курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ
наставничества;
- организует совместно с руководителем образовательной организации мониторинг
реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников
в образовательной организации;
- осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы
(целевой модели) наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности
педагогов в различные формы наставничества и повышения квалификации педагогических
работников,
формирует
итоговый
аналитический
отчет
о реализации системы (целевой модели) наставничества, реализации персонализированных
программ наставничества педагогических работников;
- фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ
наставничества в формах статистического наблюдения (совместно с системным
администратором).
4. Права и обязанности наставника
4.1. Права наставника:
- привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников
образовательной организации с их согласия;
- знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого
или получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется
наставничество;
- обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной организации с
5
просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
- осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки
выполнения заданий.
4.2. Обязанности наставника:
- руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации,
региональными и локальными нормативными правовыми актами образовательной
организации при осуществлении наставнической деятельности;
- находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательной организации,
осуществляющими работу с наставляемым (предметные кафедры, психологические службы,
школа молодого учителя, методический (педагогический) совет и пр.);
осуществлять
включение
молодого/начинающего
специалиста
в общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного
и профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере;
создавать условия
для
созидания и научного
поиска,
творчества
в педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности;
- содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательской
деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинающих педагогов
различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью
наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер дисциплинарного
воздействия;
- рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных
и федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое
сопровождение.
5. Права и обязанности наставляемого
5.1. Права наставляемого:
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- участвовать в составлении персонализированной программы наставничества
педагогических работников;
обращаться к
наставнику за
помощью по вопросам, связанным
с должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;
- вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных
программ наставничества педагогических работников образовательной организации;
- обращаться к куратору и руководителю образовательной организации
с ходатайством о замене наставника.
5.2. Обязанности наставляемого:
- изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», иные федеральные, региональные,
муниципальные и локальные нормативные правовые акты, регулирующие образовательную
деятельность, деятельность в сфере наставничества педагогических работников;
- реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества
в установленные сроки;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
- знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы
в образовательной организации;
6
- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных,
профессиональных обязанностей;
совершенствовать
профессиональные
навыки,
практические
приемы
и способы качественного исполнения должностных обязанностей;
- устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные затруднения;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе
и учебе;
- учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы,
правильно строить свои взаимоотношения с ним.
6. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношении
которых осуществляется наставничество
6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным
критериям:
- профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника
должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
- у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес
и симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы
наставничества.
6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием куратора,
наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, пары/группы
утверждаются приказом руководителя образовательной организации.
7.
Завершение персонализированной программы наставничества
7.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в
случае:
- завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в
полном объеме;
- по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению
(по уважительным обстоятельствам);
- по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной
программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или
наставляемого – форс-мажора).
7.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы наставничества
педагогических работников.
По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов
возможно продление срока реализации персонализированной программы наставничества или
корректировка ее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества).
7
8. Условия публикации результатов персонализированной программы
наставничества педагогических работников на сайте МБДОУ
8.1. Для размещения информации о реализации персонализированной программы
наставничества педагогических работников на официальном сайте МБДОУ создается
специальный раздел (рубрика).
На сайте размещаются сведения о реализуемых персонализированных программах
наставничества педагогических работников, лучшие кейсы по итогам реализации
персонализированных программ наставничества педагогических работников, федеральная,
региональная и локальная нормативно-правовая база в сфере наставничества педагогических
работников, методические рекомендации, новости и анонсы мероприятий и программ
наставничества педагогических работников в образовательной организации и др.
8.2. Результаты персонализированных программ наставничества педагогических
работников в
образовательной
организации
публикуются
после
их завершения.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем
МБДОУ и действует бессрочно.
9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения
в соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами
Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами
образовательной организации.
8
9
10